Нынче в моде открытые офисы: сотрудников рассаживают, как в американских фильмах, – огромный кабинет, множество столов и практически никаких перегородок. Психологи считают, что выжить в таком офисе способны только люди с крепкой нервной системой.
Поднял глаза – и столкнулся взглядом с коллегой.
Развел руки – и задел телефон на соседнем столе. Словом, никакого личного пространства. 8 часов постоянного тесного контакта, буквально плечом к плечу, сильно изматывают: твоя территория сжата, ты весь как на ладони, отсюда – сильнейшее напряжение. Офис, в котором отсутствуют четко выраженные границы, – зона психологического риска.Руководителям полезно знать, что линия психологической границы человека проходит примерно на расстоянии вытянутой руки. Именно такое расстояние считается безопасным. Если оно сокращается чужим человеком, мы чувствуем тревожность и агрессивность. То же самое касается и зрительного контакта.
Личное пространство – основа здорового климата в коллективе
Что же делать? Чтобы сохранить здоровый психологический климат в коллективе, хорошо бы установить перегородки между рабочими местами. Пускай эти перегородки даже будут из тонкой фанеры, главное – у сотрудника есть своя территория, он чувствует себя более защищенным.
Именно поэтому в США, где открытые офисы впервые обрели популярность, свято соблюдается одна из основ американской жизни – принцип приватности. Он отчетливо проявляется и в построении офисного пространства. Хотя все сотрудники сидят рядом, каждый из них отгорожен от коллег шкафами, офисными перегородками и другими элементами обстановки, позволяющими почувствовать себя в уединении.
Трудолюбивые японцы пошли еще дальше: они считают, что работнику трудно проявить себя, когда его взгляд упирается в стену. В идеале, взгляд должен падать на дверь – это символ того, что у вас все под контролем. Также нежелательно, чтобы работник сидел спиной к окну или двери; лучше, чтобы за ним был своеобразный «тыл» в виде стены или офисной перегородки.
Нейробиолог Джек Льюис критикует идею открытых офисов с чисто практической стороны: «Если вы пытаетесь делать свою работу и позади вас звонит телефон – это сбивает концентрацию. Даже если вы не замечаете этого, мозг все равно реагирует».
Открытый офис – не «взрываемся»!
Так как же быть, если вам предложили рабочее место в «открытом» офисе, а для вас это буквально пытка? Погодите увольняться. Попытайтесь приспособиться к обстоятельствам. Ваши первые шаги в этом направлении:
- наладьте близкие отношения с коллегами, которые сидят рядом;
- по возможности устраивайте себе пятиминутные перерывы, выйдите в холл, на улицу, чтобы хоть чуть-чуть побыть в одиночестве;
- обустройте свое рабочее место. Принесите в офис вещи, которые дороги вам и вызывают приятные воспоминания, – снимки любимого человека, памятные безделушки...
- попытайтесь обсудить с коллегами сложившуюся ситуацию и, собрав достаточное количество голосов, обратитесь к начальству по поводу установки перегородок.
Свежие комментарии